Что из себя представляло цыганское общество раньше и теперь? Каково положение цыган в современной России?
Георгий Цветков, режиссер, писатель, президент российского Ромскогосоюза цыганских общин Романэ прала :
О цыганах всегда распространялось множество всяких мифов и небылиц, чему, впрочем, они нередко и сами способствовали в прошлом. На самом деле это народ с интересной, но непростой историей, в которую вписано немало грустных, тяжелых страниц. Покинув земли своих предков, они были вынуждены приспосабливаться к условиям жизни в других странах. И если на Востоке этот процесс проходил менее болезненно, то тяжелее всего цыганам пришлось в Европе, где они сильно отличались от местного населения как по внешности, так и, что важнее всего, по менталитету. Полукочевой образ жизни вызывал подозрительность населения и властей, а между тем он чаще всего был связан с традиционными занятиями цыган: одни цыганские группы, как, например, кэлдэрары, изготовляли и чинили котлы и другую металлическую посуду, другие делали конскую оснастку, меняли лошадей, занимались мелкой торговлей, третьи плели корзины, и так далее. Во многих странах цыгане замечательные певцы и музыканты, и это занятие они традиционно сочетали с каким-либо ремеслом. Все эти профессии требовали постоянной смены клиентуры, переездов. Кроме этого, у цыган очень сильно национальное самосознание, стремление сохранить свою духовную культуру. Все это причины достаточно большой замкнутости и исторически сложившейся отстраненности цыган от местного населения. До сих пор мало кто в России знает, что сами цыгане называют себя рома от слова ром мужчина-цыган, муж. Удивительно, но и в наши дни иногда сохраняется некоторый мистический страх перед цыганами, который ведет свое происхождение еще от Средних веков и раньше, когда цыганки начали традицию зарабатывать на жизнь гаданием.
По доступным нам сейчас официальным данным цыгане начали появляться в России начиная с конца ХУ11 века. Придя через Германию и Польшу, они формировались как особая группа в центральных и северо-западных районах России (именно их язык и музыкальная культура представляют лицо российских цыган). Это так называемые русские, или северно-русские цыгане. Позже в состав Российской империи вошли другие национальные территории с проживавшими на них цыганами сэрвами, влахами, крымскими цыганами. В середине Х1Х века появились ловари и кэлдэрари мигранты из Румынии и Венгрии. В большинстве случаев каждая группа держалась обособленно и старалась заключать браки только между представителями своего этноса (строже этого принципа цыгане придерживались до прекращения кочевья). Социальные сдвиги, произошедшие в результате революции и после Второй мировой войны, все переменили. После Указа об оседлости в России (1956 год) возникли цыганские поселки, в которых дома цыган-крымов соседствуют с домами русских цыган, дома цыган-молдаван - с кэлдэрарскими.
Сейчас вообще многое переменилось. В послевоенной Европе уже много лет существуют и создаются цыганские союзы, которые занимаются проблемами трудоустройства, образования, культуры ромов (в Европе самоназвание цыганского этноса рома перешло в официальные документы). В последние 10 лет, после начала перестройки, и у нас в России произошли большие перемены, у нас тоже стали создаваться ромские общественные организации. Но новое время в России принесло и неожиданные проблемы. Если в советское время цыгане были чуть ли не единственной группой населения, занимавшейся мелкой торговлей, то сейчас их сильно потеснили более образованные конкуренты, и на тех цыган, которые не нашли свое место под солнцем, стали распространяться болезни, которыми болеет современное общество: наркомания, криминал. Наш Союз как раз и занимается развитием экономической базы цыганских общин, мы помогаем им получить землю, завести собственное дело, сохраняем цыганскую культуру.
Марианна Смирнова-Сеславинская, культуролог, руководитель фирмы Свэнко:
Российские цыгане, переработав русский мелос, создали свою особую манеру пения и танца, именно в России выделился особый слой цыган профессиональных артистов. В конце ХУ111 века в Москве возник первый цыганский хор, затем это новшество распространилось и в Петербурге и в других крупных городах России. Культура цыганских хоров охватывает весь Х1Х век. Возможно, любовь к цыганскому музицированию, особый романтический склад русской души, а также многонациональный состав Российской империи определили исторически более лояльное отношение к цыганам в России и интерес к ромской культуре.
И в наши дни цыганская музыка всегда находит своего слушателя. С выпуска традиционного цыганского музыкального альбома начался цыганский культурный проект Барэ дрома (Большие дороги). Для создания серии фотографий к CD-диску я с фотохудожником Михаилом Ивановым поехала в Вологду. Прожив несколько дней в вологодской деревне Дуброво у моей знакомой Евгении Поляковой, мы создали выставку фотографий и предметов ромского быта, которая постоянно разрастается.
Вологодский район находится на севере Европейской части России, это одно из мест традиционных кочевий русских цыган. И пятьдесят, и сто лет назад деды и бабушки жителей современного цыганского поселка ездили по этим дорогам
Стоял холодный зимний вечер военного 1943 года. По завьюженной темной улице одной из деревень Вологодской области шла пожилая цыганка с молодым высоким цыганом. Цыганка была маленькая и горбатая, а ее коричневое морщинистое лицо казалось вырезанным из куска потемневшего дерева, такого старого, что определить его возраст казалось совершенно невозможно. Зябко кутаясь в большой, закрывавший ее почти до земли шерстяной плат, старушка свернула к ближайшему дому, сквозь замершие окна которого уютно светил огонь. Парень не отставая шел за ней. Поднялись на крыльцо, и цыганка вкрадчиво, но настойчиво постучала. Дверь открыла девушка. Цыгане попросились на ночлег. Александра (так звали девушку) была в доме одна и не решилась их пустить. Уходя, старая цыганка пристально посмотрела на нее и сказала: Ты влюбишься в моего сына, выйдешь за него замуж и станешь моей невесткой!
Александра
не придала
значения
этим словам.
А цыгане
устроились
жить в другом
доме. Через
некоторое
время
соседские
женщины и
девушки
зачастили в
дом, где
остановилась
старая
цыганка с
сыном: кто
погадать, а
кто так, из
любопытства.
И Александра
несколько
раз
проходила
мимо их двора,
не решаясь
зайти. Однажды
подруги,
смеясь, чуть
ли не силой
затащили ее в
цыгансий дом.
Пока они
весело
разматывали
платки и
оттирали
раскрасневшиеся
с мороза щеки,
Александра
неуверенно
стояла у
порога.
Подняв
глаза, она
наткнулось
на взгляд
старухи.
Странно
улыбнувшись,
цыганка
негромко
сказала: Что
жмешься,
проходи, коли
пришла.
Наступила
весна. Девушка
оставила
родных и
уехала с
цыганами.
Они
ездили по
деревням. Муж
Александры,
Николай,
менял
лошадей.
Старая Вера
гадала и
исцеляла
больных
знахарскими
приемами. Такая
гадалка и
целительница
[а
у цыган этим
занимаются
только
женщины]
называется
драбарка
от слова драб зелье. Сильные
знахари не
могут уйти из
жизни,
не передав
свой дар. Дочерей
у Веры не было,
и она стала
учить Шуру.
Той
поначалу
было очень
тяжело жить в
цыганской
семье и
привыкать к
незнакомым
обычаям. Но
шли годы, у
нее родился
ребенок,
затем второй
Война давно закончилась, старая Вера умерла, передав невестке все, что умела. Александра Петровна стала матерью и хозяйкой большой цыганской семьи: всего у нее родилось два сына и восемь дочерей!
Из
восьми
дочерей
Александры
две тоже
стали драбарками.
Одна, из них,
Евгения
Полякова,
через много
лет выйдя
замуж за
молодого
цыгана из
Вологодской
области,
вернулась в
места, где
встретились
ее родители
Фрагмент из книги Господа цыгане М.Смирновой-Сеславинской.