Статья  напечатана в журнале Russians, №4 2003.

 

 

РОМА В РОССИИ

 

Первое упоминание о предках современных европейских цыган относится к 9 10 векам н.э.  Именно тогда они появились на Балканах в пределах Византийской империи.  Несколько столетий спустя, начав продвигаться по странам Европы, они распространили с собой миф о своем египетском происхождении.  И только с конца 18 века стало известно, что цыганский язык один из новоиндийских диалектов, а прародина цыган районы Северо-Западной Индии, современного Афганистана и восточного Ирана. 

Что из себя представляло цыганское общество раньше и теперь?  Каково положение цыган в современной России? 

Георгий Цветков, режиссер, писатель, президент российского Ромскогосоюза цыганских общин Романэ прала : 

О цыганах всегда распространялось множество всяких мифов и небылиц, чему, впрочем, они нередко и сами способствовали в прошлом.  На самом деле это народ с интересной, но непростой историей, в которую вписано немало грустных, тяжелых страниц.  Покинув земли своих предков, они были вынуждены приспосабливаться к условиям жизни в других странах.  И если на Востоке этот процесс проходил менее болезненно, то тяжелее всего цыганам пришлось в Европе, где они сильно отличались от местного населения как по внешности, так и, что важнее всего, по менталитету.  Полукочевой образ жизни вызывал подозрительность населения и властей, а между тем он чаще всего был связан с традиционными занятиями цыган: одни цыганские группы, как, например, кэлдэрары, изготовляли и чинили котлы и другую металлическую посуду, другие делали конскую оснастку, меняли лошадей, занимались мелкой торговлей, третьи плели корзины, и так далее.  Во многих странах цыгане замечательные певцы и музыканты, и это занятие они традиционно сочетали с каким-либо ремеслом.  Все эти профессии требовали постоянной смены клиентуры, переездов.  Кроме этого, у цыган очень сильно национальное самосознание, стремление сохранить свою духовную культуру. Все это причины достаточно большой замкнутости и исторически сложившейся отстраненности цыган от местного населения.  До сих пор мало кто в России знает, что сами цыгане называют себя рома от слова ром мужчина-цыган, муж. Удивительно, но и в наши дни иногда сохраняется некоторый мистический страх перед цыганами, который ведет свое происхождение еще от Средних веков и раньше, когда цыганки начали традицию зарабатывать на жизнь гаданием.    

По доступным нам сейчас официальным данным цыгане начали появляться в России начиная  с конца ХУ11 века.  Придя через Германию и Польшу, они формировались как особая группа в центральных и северо-западных районах России (именно их язык и музыкальная культура представляют лицо российских цыган).  Это так называемые русские, или северно-русские цыгане.  Позже в состав Российской империи вошли другие национальные территории с проживавшими на них цыганами сэрвами, влахами, крымскими цыганами.  В середине Х1Х века появились ловари и кэлдэрари мигранты из Румынии и Венгрии.  В большинстве случаев каждая группа держалась обособленно и старалась заключать браки только между представителями своего этноса (строже этого принципа цыгане придерживались до прекращения кочевья).  Социальные сдвиги, произошедшие в результате революции и после Второй мировой войны, все переменили.  После Указа об оседлости в России (1956 год) возникли цыганские поселки, в которых дома цыган-крымов соседствуют с домами русских цыган, дома цыган-молдаван - с кэлдэрарскими.     

Сейчас вообще многое переменилось.  В послевоенной Европе уже много лет существуют и создаются цыганские союзы, которые занимаются проблемами трудоустройства, образования, культуры ромов (в Европе самоназвание цыганского этноса рома перешло в официальные документы).  В последние 10 лет, после начала перестройки, и у нас в России произошли большие перемены, у нас тоже стали создаваться ромские общественные организации.  Но новое время в России принесло и неожиданные проблемы.  Если в советское время цыгане были чуть ли не единственной группой населения, занимавшейся мелкой торговлей, то сейчас их сильно потеснили более образованные конкуренты, и на тех цыган, которые не нашли свое место под солнцем, стали распространяться болезни, которыми болеет современное общество: наркомания, криминал.  Наш Союз как раз и занимается развитием экономической базы цыганских общин, мы помогаем им получить землю, завести собственное дело, сохраняем цыганскую культуру. 

Марианна Смирнова-Сеславинская, культуролог, руководитель фирмы Свэнко:

 Российские цыгане, переработав русский мелос, создали свою особую манеру пения и танца, именно в России выделился особый слой цыган профессиональных артистов.  В конце ХУ111 века в Москве возник первый цыганский хор, затем это новшество распространилось и в Петербурге и в других крупных городах России.  Культура цыганских хоров охватывает весь Х1Х век.  Возможно, любовь к цыганскому музицированию, особый романтический склад русской души, а также многонациональный состав Российской империи  определили исторически более лояльное отношение к цыганам в России и интерес к ромской культуре.      

И в наши дни цыганская музыка всегда находит своего слушателя.  С выпуска традиционного цыганского музыкального альбома начался цыганский культурный проект Барэ дрома (Большие дороги).  Для создания серии   фотографий к CD-диску я с фотохудожником Михаилом Ивановым поехала в Вологду.  Прожив несколько дней в вологодской деревне Дуброво у моей знакомой Евгении Поляковой, мы создали выставку фотографий и предметов ромского быта, которая постоянно разрастается.           

Вологодский район находится на севере Европейской части России, это одно из мест традиционных кочевий русских цыган.  И пятьдесят, и сто лет назад деды и бабушки жителей современного цыганского поселка ездили по этим дорогам    

Стоял холодный зимний вечер военного 1943 года.  По завьюженной темной улице одной из деревень Вологодской области шла пожилая цыганка с молодым высоким цыганом.  Цыганка была маленькая и горбатая, а ее коричневое морщинистое лицо казалось вырезанным из куска потемневшего дерева, такого старого, что определить его возраст казалось совершенно невозможно.  Зябко кутаясь в большой, закрывавший ее почти до земли шерстяной плат, старушка свернула к ближайшему дому, сквозь замершие окна которого уютно светил огонь.  Парень не отставая шел за ней.  Поднялись на крыльцо, и цыганка вкрадчиво, но настойчиво постучала.  Дверь открыла девушка.  Цыгане попросились на ночлег.  Александра (так звали девушку) была в доме одна и не решилась их пустить.  Уходя, старая цыганка пристально посмотрела на нее и сказала: Ты влюбишься в моего сына, выйдешь за него замуж и станешь моей невесткой!      

Александра не придала значения этим словам.  А цыгане устроились жить в другом доме.  Через некоторое время соседские женщины и девушки зачастили в дом, где остановилась старая цыганка с сыном: кто погадать, а кто так, из любопытства.  И Александра несколько раз проходила мимо их двора, не решаясь зайти.  Однажды подруги, смеясь, чуть ли не силой затащили ее в цыгансий дом.  Пока они весело разматывали платки и оттирали раскрасневшиеся с мороза щеки, Александра неуверенно стояла у порога.  Подняв глаза, она наткнулось на взгляд старухи.  Странно улыбнувшись, цыганка негромко сказала: Что жмешься, проходи, коли пришла.  Наступила весна.  Девушка  оставила родных и уехала с цыганами.

Они ездили по деревням.  Муж Александры, Николай,  менял лошадей.  Старая Вера гадала и исцеляла больных знахарскими приемами.  Такая гадалка и целительница [а у цыган этим занимаются только женщины] называется драбарка от слова драб зелье.  Сильные знахари не могут уйти из жизни, не передав свой дар.  Дочерей у Веры не было, и она стала учить Шуру.  Той поначалу было очень тяжело жить в цыганской семье и привыкать к незнакомым обычаям.  Но шли годы, у нее родился ребенок, затем второй

Война давно закончилась, старая Вера умерла, передав невестке все, что умела.    Александра Петровна стала матерью и хозяйкой большой цыганской семьи: всего у нее родилось два сына и восемь дочерей!    

Из восьми дочерей Александры две тоже стали драбарками.  Одна, из них, Евгения Полякова, через много лет выйдя замуж за молодого цыгана из Вологодской области, вернулась в места, где встретились ее родители   

 Фрагмент из книги Господа цыгане М.Смирновой-Сеславинской.

 
Используются технологии uCoz